Постоянные читатели

вторник, 15 февраля 2011 г.

Тэппинг

Тэппинг (с англ. tapping - постукивание) - техника игры на струнном инструменте, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки (pull-off/hammer-on в исполнении правой).Чаще всего используется на электрогитаре. Метод может быть выполнен практически на любом из струнных инструментов.



История


История возникновения тэппинга известна с давних времен. Существуют сведения о том, что Никколо Паганини использовал подобную технику на скрипке. Исследователи утверждают, что попытки играть тэппингом делали испанцы два столетия назад. Схожую технику применяли и в турецкой музыке при игре на народных инструментах.

Принцип, похожий на тэппинг, использовался на старинном клавишном инструменте клавикорде, звук на котором извлекался за счет ударов металлических штифтов (ладов) по струнам. Однако «фортепианная» техника не получила широкого развития в музыкальной среде.

Первоначально тэппинг (резкое прижатие струны пальцем правой руки, «хаммер») был одним из технических приёмов, подобно флажолету. Со временем этот приём развился в отдельный способ игры на электрогитаре — двуручный тэппинг (под словом «двуручный» подразумевается, что левая и правая рука извлекает звук самостоятельно, играя независимые партии, подобно тому, как это делают пианисты). Тэппинг может быть двух видов — одноголосный, который используется при игре скоростных пассажей, в основном с дисторшном, а также более сложный вид — полифонический, или независимый тэппинг, при котором обе руки играют свои собственные партии.

С середины XX века многие гитаристы стали чаще использовать двуручный тэппинг, что было связано с появлением нового, более чувствительного инструмента — электрогитары.

В начале 50-х годов в США Джимми Уэбстер (Jimmy Webster), студент из Англии, начал широко использовать странный в то время метод игры. При помощи ударов пальцами обеих рук по струнам между ладами на грифе он добивался неслыханного до сей поры звучания инструмента. Тач-техникой Джимми Уэбстер играл,в основном, переложения джазовых тем. В то время, глядя на «цирковые трюки» Джимми Уэбстера, многие гитаристы скептически полагали, что все это не имеет далеких перспектив. Этот музыкант обогнал свое время и, по всей видимости, остался так и не понят современниками. Но все же он посадил семя, которое через десятилетия дало плоды.

Новый исполнительский прием игры на гитаре натолкнул гитаристов на изменении конструкции гитары. Одной из таких инструментов, вернее самой первой тэппинговой гитарой, была двухгрифовая гитара Duo-Lectar™, запатентованная в 1955-м году. Создатель гитары Joe Bunker сделал ее для своего сына гитариста Dave-а Bunker-а, который использовал двуручную технику, играя одновременно на двух грифах.
Позже уже в 1961-м году Дэйв Банкер создал иную двухгрифовую гитару, более расширив исполнительские возможности новых гитар.

«Одним из первых рок гитаристов использовавших на записях тэппинг-технику был Стив Хэкетт из группы „Genesis“. Два ярких примера использования Хэкеттом тэппинга проявляются в песнях „Dancing with the Moonlit Knight“ 1973 года и „The Return of the Giant Hogweed“ 1971 года. Харви Мэндел, известный своей психоделичной игрой на гитаре, также применял двуручный тэппинг в 60-х годах. Мэндел был одним из первых рок гитаристов, который развил эту технику и активно ее использовал еще до Эдди Ван Халена и Стэнли Джордана (Stanley Jordan).

С 1969 года музыкант Эммет Чэпман серьезно начал заниматься техникой двуручного тэппинга на обычной электрогитаре. Причем в этом деле у него были большие успехи, он работал гитаристом, используя новый метод извлечения звука с известными музыкантами того времени. Однако Чэпман понял, что для игры двумя руками на грифе, для еще большего расширения исполнительских возможностей двуручной игры необходимо несколько изменить конструкцию гитары и увеличить количество струн. В 1974-м году появился серийный STICK, разработанный Эмметом.

Немного позже музыкант Эдди Ван Хален развил популярность тэппинг-техники, донеся ее до разных кругов слушателей, а также повлиял на многих музыкантов, вдохновив их на использование данного приема. Многие его музыкальные темы, такие как "Spanish Fly" и "Eruption" были во многом построены на этой технике. После Ван Халена его начали использовать многие соло-гитаристы, которые с подачи Майка Варни были очень популярны тогда.

Подлинный переворот в этом направлении все же совершил гитарист Стенли Джордан, появление которого на мировой сцене (в 1983 году) напоминало, в гитарных кругах, эффект разорвавшейся бомбы! Многие гитаристы, слушая записи этого виртуоза, просто не верили своим ушам! «Обычная гитара в руках одного человека так звучать не может!» — в один голос говорили все гитаристы, которые слушали записи этого виртуоза. Но на концертах, а также на видеозапиcях гитаристы могли убедиться, что это не какая-то студийная хитрость (ср. записи путем многоканального наложения), а новая форма гитарного исполнительского мастерства, которая вывела гитару на следующий уровень развития. …"

Двуручный тэппинг на бас-гитаре не был так популярен, как на электрогитаре, но в некоторых случаях попытки были приняты еще до Эдди Ван Халена. Жако Пасториус, Билли Шихан, Виктор Вутен, Стюарт Хамм, Джон Мен, Клифф Бертон, Алекс Вебстер, Шон Бисли использовали тач-технику на бас-гитаре.

Итак, "фортепианная" техника дала гитаристу возможность играть каждой рукой независимые партии. Однако теперь, когда в прижатии нот участвуют восемь пальцев вместо четырех, шести струн оказалось мало. Таким образом, стал необходим специальный инструмент для техники двуручного тэппинга. Немало гитарных мастеров - поклонников тач-техники представили свои варианты инструментов - от простой комбинации баса и гитары на одном или двух отдельных грифах до 24-х (и более)-струнных панелей или гитар с цилиндрическим грифом. Такой разнобой был вызван отчасти тем, что никто толком не знал, как именно ( в смысле расположения рук и пальцев ) нужно играть тэппингом - сама техника игры находилась в процессе становления. Для сравнения: классическая гитарная техника, как и сама классическая гитара, развивалась не один век, а если начинать отсчет ее развития от первых щипковых инструментов, то и вовсе - целую вечность.


4 комментария:

  1. Разивай блог. Как гитарист буду заглядывать сюда.

    ОтветитьУдалить
  2. Пальцы на картинке чем то напоминают тентакли.
    кажется я не туда пишу....

    ОтветитьУдалить